+375 (33) 600-28-80 Мария, председатель; +375 (17) 236-41-40 Центр info@auhelp.by

Как заниматься с ребенком дома.

Когда родители понимают необходимость коррекционных занятий, то помимо похода к специалистам, активно берутся за обучение ребенка дома, усаживают за стол, достают карточки и начинают учить цвета.

Это желание понятно, особенно когда кругом говорят о 40 часах занятий, для усвоения навыка, но больше ребенок может усвоить не за столом и по карточкам, а во время двигательной активности и взаимодействии с реальными предметами и в коммуникации со взрослыми.

Поэтому лучшие занятия дома с ребенком, те, которые будут связаны с двигательным развитием, бытовыми навыками и реальными предметами. Они помогут освоить ребенку важные навыки и будут происходить в более естественных ситуациях.

Основные занятия можно поделить на двигательное развитие, сенсорное насыщение, обучение бытовым навыкам и познание предметного мира.

Принципы обучения

Ребенок должен быть включен в процесс.

Начинать с простого и постепенно усложняя.

Если у ребенка не получается, дайте подсказку (физическую или вербальную).

Лучше делать несколько подходов в день по несколько минут.

Неоспорим тот факт, что ребенок развивается через движение. Вы можете сами провести диагностику, основываясь на возрастных нормах того, что ребенок должен уметь. Особенное внимание важно уделить крупной и мелкой моторике, координации и плавности движений.

В то же время, движения связаны с восприятием ребенком своего тела и понимании, где его границы и расположение частей.  Поэтому очень важно делать массажи с проговариванием частей тела (рука, нога, спина и т.д). Можно делать массаж как просто руками, так и с использованием различных губок, щеток, насыщая таким образом разными сенсорными стимулами.  

Для сенсорного насыщения и формирования образа тела можно использовать различные материалы, такие как пена для бриться, вода, крупы, песок, краски. Взаимодействуя с этими материалами, ребенок получает разнообразный сенсорный опыт и таким образом его система насыщается.

К двигательным упражнениям можно отнести ползание, приседания, прохождение препятствий, вращение частями тела.

Также огромное количество полезных игр можно придумать с мячом. Очень важно, чтобы ребенок умел ловить мяч, бросать (одной и двумя руками, из разных положений) в цель или человеку, толкать и катить. Через игры с мячом ребенок тренирует точность, силу и направленность своих движений, а играя со взрослым вступает в контакт и улучшает коммуникацию.

Развитие мелкой моторики происходит через разнообразное движение пальцев рук. Пальчиковые игры, мелкие предметы бусины в бутылку, открывать закрывать крышки, рвать бумагу, нанизывать бусины на веревку, открывать замки и коробки отлично подойдут для этого.

Важно обучать ребенка бытовым навыкам, которые соответствуют его возрасту. Одним из таких навыков является процесс одевания. Для успешного его усвоения ребенком придерживайтесь нескольких правил.

  1. Организуйте место, где ребенку будет удобно одеваться.
  2. Начните собираться заранее, чтобы у вас была возможность дать ребенку сделать самому, без спешки. 

  3. Привлекайте внимание, чтобы ребенок видел, что происходит, проговаривайте последовательность.

  4. Для начала, оставляйте часть простых действий ребенку для самостоятельного выполнения (застегнуть липучку, дотянуть замок, штаны и т.д). Если ребенку самому сложно, помогите, но старайтесь уходить от подсказок по мере освоения навыка.

  5. Для наглядности и структуризации можно использовать визуальное расписание. Оно представляет собой последовательность из карточек, с изображенными предметами одежды. Так ребенку будет легче вспомнить и не запутаться в процессе одевания.

Конечно, первое время у ребенка действия буду неловкими и кажется, что проще сделать самим. Но, это не поможет ребенку научиться, поэтому, проявите терпение, ведь по мере освоения навыка ребенок сможет самостоятельно и быстрее.


Автор статьи

Сотрудник "Центр помощи аутичным детям"

Психолог Екатерина Безручко

Вы готовы оказать помощь?

Выберите удобный для Вас способ помощи