+375 (33) 600-28-80 Мария, председатель; +375 (17) 236-41-40 Центр info@auhelp.by

Физическое развитие является важнейшим показателем развития ребенка. К физическому развитию относится не только длина и масса тела, но и способность ребенка выполнять различные действия.

Помимо готовности опорно-двигательного аппарата, двигательные навыки отражают работу мозга, созревание тех или иных структур и являются базой для дальнейшего формирования высших психических функций. В норме, для каждого возрастного этапа характерно появление определенных навыков.

Показателями физического развития является крупная моторика, в которой задействованы крупные мышцы тела, и мелкая моторика, проявляющаяся в использовании возможностей своих рук. Ниже представлены нормы моторного развития. Несмотря на то, что сроки могут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, на основании общих закономерностей можно выявить задержки развития. Навыки расположены в порядке появления на протяжении полугодия.

Зная нормы, вы можете обратить внимание на особенности развития вашего ребенка, однако самостоятельная диагностика не заменит обращение к специалистам, в первую очередь к неврологу.

 

Крупная моторика

Поднимает голову, лежа на животе; отталкивается ножками от опоры.

Контролирует положение головы, толкается ножками.

Опирается на локти в положении лежа на животе; проявляет активность во время купания.

В положении сидя держит спину прямо; выполняет плавательные движения, лежа на животе.

Лежа на животе, приподнимается и переворачивается на спину.

Лежа на спине, приподнимает головку и пытается.

1 год

Удерживает на ногах вес тела и притоптывает, отталкиваясь от пола.

Опирается на 4 точки и переворачивается на живот.

Может сидеть без посторонней помощи.

Поднимается и стоит, удерживаясь за предмет.

Твердо сидит на стуле; может самостоятельно сесть.

Стоит на коленях; самостоятельно ползает.

1,5 года

Ходит, придерживаясь за предметы мебели.

Толкает коляску.

Самостоятельно стоит, самостоятельно ходит.

Наклонившись, поднимает предмет с пола.

Встает без помощи взрослого.

Ползет по лестнице, лежа на животе.

2 года

Поднимает предмет, присев на корточки.

Пробегает 5 метров, не упав.

Идет спиной вперед.

Поднимается по лестнице, держась за перила.

Влезает на стул, держится за спинку.

Бьет по мячу ногой, при этом не падая.

2,5 года

Играет, сидя на корточках.

Поднимается по лестнице, не держась за перила.

Спускается по лестнице, держась за перила.

Поднимается на три перекладины лесенки.

Идет, держа равновесие.

Прыгает на полу обеими ногами.

3 года

Проходит 3 метра на носках.

Спускается по лестнице, не держась за перила.

Стоит на обеих ногах с закрытыми глазами.

Пробегает 15 метров, не упав.

Перепрыгивает с разбега через черту.

Спрыгивает с лестницы обеими ногами.

3,5 года

Ездит на трехколесном велосипеде.

Ударяет два раза по воздушному шарику.

Проносит стакан с водой 3 метра.

Идет по полосе длиной 3 метра.

Прыгает на 20 см в длину, на 5 см в высоту.

Поднимается по лестнице, не держась за перила.

4 года

Шагает, размахивая в такт руками.

Удерживает равновесие на каждой ноге по 2 секунды.

Подпрыгивает на одной ноге.

Делает пять прыжков подряд на двух ногах.

Спрыгивает двумя ногами с дивана.

Свободно спускается по лестнице с переменой ног.

 

Мелкая моторика.

Сжимает предмет в руке.

Сгибает и выпрямляет руки.

Тянет к себе предметы.

Играет со своими руками.

Тянет предметы в рот.

1 год:

Хватает предмет и отпускает его.

Берет 2 предмета со стола (одновременно).

Перекладывает предмет из одной руки в другую.

Исследует предметы, вертя в руках и рассматривая с разных сторон.

Трясет предмет.

Пинцетный захват (берет предмет большим и указательным пальцем).

Стучит двумя предметами друг о друга.

Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно.

Указывает с помощью указательного пальца.

Бросает предметы.

Самостоятельно пьет из чашки.

Распаковывает предмет.

2 года

Надевает колечки на палочку.

Строит башню из 2х кубиков.

Расстегивает замок-молнию.

Бросает изюминку бутылку.

Снимает одежду (брюки/колготки).

Чертит на бумаге (простые линии).

Переворачивает страницы.

Вставляет палочку в трубку.

Достает бусину из бутылки.

Бросает теннисный мячик, подняв руку над головой.

Самостоятельно ест ложкой.

Строит башню из 4х кубиков.

3 года

Опускает цепочку в трубку.

Надевает бусинки на проволоку.

Достает предмет грабельками.

Складывает лист бумаги, сгибая его посередине.

Переливает воду из сосуда в сосуд.

Рисует круги.

3,5 года

Может сам одеть какой-то предмет одежды.

Открывает спичечный коробок.

Разворачивает конфету.

Строит башню из 8 кубиков.

Рисует круг.

Держит карандаш пальцами.

4 года

Моет и вытирает руки.

Откручивает болт, поворачивает ключ в замке.

Лепит шар и змейку.

Проводит линию, соединяющую две точки.

Застегивает и расстегивает пуговицы.

Режет ножницами.

Вы готовы оказать помощь?

Выберите удобный для Вас способ помощи